Во второй половине XVIII века для освоения целинных земель Крыма и Поволжья Екатерина II приглашает переехать в Россию из стран Европы протестантов-меннонитов, которые испытывали притеснения от правительств своих стран.
Переселенцы получили ряд льгот, в том числе право проводить богослужения согласно обычаям своей веры. Благодаря трудолюбию протестанты-менониты получали высокие урожаи хлеба и делались успешными предпринимателями, внося немалый вклад в экономический подъем южных окраин империи.
К концу XIX века политика государства по отношению к протестантам-переселенцам меняется. Отменяются многие экономические и вероисповедные льготы, полученные от Екатерины Великой, что побудило многих земледельцев-протестантов переселиться в Северную Америку, где некоторые из них знакомятся с учением Адвентистов седьмого дня и присоединяются к Церкви. Стремясь поделиться новыми познаниями, бывшие российские протестанты пересылают оставшимся в России родственникам и друзьям адвентистские брошюры и книги, а некоторые уже как миссионеры снова возвращаются на родину. Таким образом первыми адвентистами становятся жители немецких поселений юга России.
Одним из этих первых проповедников адвентистской вести в России был Филипп Рейсвиг, который решает продать свое имущество и на вырученные деньги купить адвентистские книги, чтобы вернуться в родные места и проповедовать своим соотечественникам весть о скором Втором Пришествии Христа. Благодаря труду посвященных миссионеров подобных Рейсвигу в начале 80-ых гг. XIX века адвентистская проповедь начинает быстро распространяться в России.
Летом 1886 г. в Россию из Германии приезжает адвентистский проповедник Луи Конради, который вместе с адвентистом из немецкого поселения Герхардом Перком отправляется в Крым чтобы разыскать группу верующих, которые, читая адвентистские книги приняли доктрину церкви. 31 июля 1886 года в Крыму в селении Бердебулат Конради и Перк совершают обряд крещения и организуют первую адвентистскую общину на территории Российской империи.
От этого события церковь начинает вести свою историю в России. Хотя законы Российской Империи запрещали миссионерскую деятельность среди православного населения, адвентистская проповедь быстро выходит за рамки немецких поселений.
Особое значение в распространении адвентистской проповеди среди русских имело появление перевода Библии на русский язык в 1876 г. Вместе с появлением Синодального перевода появилась возможность самостоятельного изучения Священного писания.
Например, показательна история жителя украинского села Таращи, расположенного недалеко от Киева Феофила Бабиенко. По вечерам он брал читать у священника библию, переведенную на русский язык, и со временем пришел к выводу о необходимости соблюдения заповеди о субботе. Постепенно к нему стали присоединяться соседи, и вскоре образовалась группа людей, которые стали ходатайствовать об открытии своей церкви.
Бабиенко был арестован и сослан в г. Ставрополь, где он и познакомился с адвентистской вестью через жителей немецких поселений. В 1890 г. Бабиенко организовал в г. Ставрополе первую русскоязычную общину адвентистов, за что вновь арестован и сослан в Закавказье. Здесь Бабиенко вновь организует адвентистскую общину, состоящую более чем из 200 человек, большая часть из которых были выходцами из молокан.
В октябре 1894 г. в немецкой колонии Александродар (Александерфельд) на Ставрополье прошел съезд российского миссионерского поля адвентистской церкви, на котором был рукоположен в сан проповедника будущий руководитель адвентистской церкви в России Генрих Иванович Лебсак.
К началу 1895 г. церковь насчитывала 660 членов, организованных в 16 общин духовным нуждам которых служили три проповедника.
В 1897 г. адвентистский проповедник Герхард Перк основывает первую общину в столице Российской Империи Санкт-Петребурге, а в декабре 1905 г. в Москву из Санкт-Петербурга приезжает проповедник Константин Шамков, который организовывает первые собрания верующих адвентистов в древней столице.
17 апреля 1905 г. император Николай II обнародует именной указ «Об укреплении начал веротерпимости», а 17 октября того же года манифест «О даровании населению основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифестом были отменены прежние ограничения для последователей «инославных» вероисповеданий, разрешен свободный переход из православия в инославие, а также разрешено создание общественных и религиозных объединений граждан Российской империи, свобода собраний и свобода слова.
После обнародования указа и манифеста руководители российских адвентистов направляют императору благодарственный адрес: «Мы преисполнены величайшей благодарности к Богу, в своем провидении расположившему сердце Вашего Императорского Величества даровать всем христианским вероисповеданиям давно желанную свободу совести, за которую мы горячо благодарим Ваше Императорское Величество, в полной уверенности, что ее блага будут предоставлены и нам».
В ответ на это обращение вскоре последовало официальное признание адвентистской Церкви российским правительством.
В правительственном циркуляре от 6 ноября 1906 года, подписанным министром внутренних дел П.А. Столыпиным и разосланном по всем российским губерниям деятельность адвентистов приравнивалась к ранее разрешенной деятельности баптистов и следовательно для адвентистов также как и для баптистов разрешалось свободно исповедовать свое «вероучение, отправлять общественные богослужения в устроенных ими или отведенных ими для сего, с разрешения губернаторов, домах с возложением на местные гражданские власти ведения метрических записей браков, рождений и смерти».
Адвентистская Церковь получает возможность создания Российской организации, проведения съездов и избрание руководителей Церкви, издание периодической и миссионерской литературы, богослужебных книг, свободное проведение богослужений в соответствии с церковным порядком.
В октябре 1907 г. в г. Риге проходит 1-й учредительный съезд Российского Униона (Союза) на котором председателем был избран Ю. Бетхер. К ному времени Российский Унион составляли 41 община и более 20 групп, объединявших 2566 членов церкви.
После провозглашения свобод в Российской Империи адвентистская весть свободно проповедуется не только на окраинах, но и в Петербурге и Москве.
Интересна история знакомства с адвентизмом донского крестьянина Степана Викторовича Кулакова, который был избран депутатом в Первую государственную думу (1906 г.). Приехав в Санкт-Петербург для участия в работе Думы, на улице города он увидел приглашение посетить лекции по исследованию пророческих книг Библии, которые были организованны одним из адвентистских проповедников.
После окончания работы Думы Степан Кулаков возвратился домой, разыскал адвентистскую церквь, которая находилась неподалеку в немецком поселении и присоединился к ней. Впоследствии члены династии Кулаковых внесут большой вклад в дело развития адвентистской миссии в России.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. положение церкви резко ухудшилось. Все молитвенные дома, за исключением Москвы, Киева и Риги были закрыты. Но после февральской революции 1917 г. и указа Временного правительства об амнистии политических и религиозных заключенных церковь на очередном 3-м всероссийском съезде, который проходил в Саратове в июле 1917 г. восстанавливает разрушенную церковную организацию. Руководителем Западно-Российского Униона был утвержден Генрих Лебсак.
После прихода к власти большевиков в истории России, а вместе с ней и российских адвентистов начинается эпоха полная драматических событий.
23 января 1918 г. был обнародован ленинский декрет, который уравнивает правовое положение всех вероисповеданий, и провозглашал свободу совести. Эти свободы вместе с свободой вести религиозную пропаганду были закреплены в Первой конституции РСФСР. В годы гражданской войны адвентисты вместе с представителями других вероисповеданий получают право на освобождение от воинской повинности.
С 1922 г. начинают выходить журналы «Голос истины» и «Благая весть».
В 1924 г. в Москве проходит 5-й юбилейный съезд Церкви АСД, на котором отмечалось сорокалетие адвентизма в России. На съезде присутствовало 85 делегатов. Адвентистская церковь в Советском союзе тогда насчитывала 11500 членов, объединенных в 430 общин. На съезде был утвержден Всесоюзный Совет Церкви (ВСАСД) под председательством Генриха Лебсака.
У российских адвентистов появляется возможность осуществлять социальное служение. Так, в 1921 г по инициативе адвентистов была создана благотворительная организация по оказанию гуманитарной помощи голодающим. В России ее возглавил И.А. Львов. Одной из благотворительных акций организации была доставка из Швеции в Москву 600 тонн пшеницы и несколько тысяч посылок с продуктами питания. Этот груз адвентисты с помощью местных органов власти был распределен среди нуждающихся. Тогда же силами адвентистских общин были организованы благотворительные столовые, где могли получать пищу дети-беспризорники.
В первой половине 20-х гг. адвентисты активно создают трудовые сельскохозяйственные коммуны. Одна из них под названием «Братский труд» была основана в 1922 году крестьянином адвентистом Конрадом Калиниченко. Коммуна объединяла около 200 человек, которые вместе построили жилые дома, школу, молитвенный дом, кухню, прачечную, сапожную и портняжную мастерские. Коммуна продемонстрировала высокие организационные и производственные качества и щедро жертвовала деньги на осуществление культурных проектов и заботу о бедных из соседних деревень. В момент роспуска коммуны в конце 20-х годов, после начала всеобщей коллективизация, она насчитывала около 300 членов.
Двадцатые годы двадцатого века стали золотым десятилетием в истории адвентистской церкви в России. На начало 1928 г. церковь в своих рядах насчитывала около 40 тыс. членов.
С 1929 года советская власть пересматривает свое отношение к верующим. По замыслу идеологов правящей партии необходимо было полное искоренение пережитков буржуазного прошлого, в том числе и религии.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» ставит вне закона практически любую деятельность религиозных объединений. Религиозные общины лишаются регистрации, запрещается проводить съезды и собрания, совершать любую миссионерскую деятельность.
В тридцатые годы волна репрессий прокатывается по всей стране, начинаются массовые аресты служителей и активных членов церкви. Почти все из 29 участников последнего пленума Всесоюзного Совета Адвентистов Седьмого Дня, проходившего в декабре 1931 года арестованы.
Общее число репрессированных членов церкви превысило 3000 человек, а из 200 служителей церкви на свободе оставались только двое. Невыносимые условия в местах заключения привели к тому, что большинство из репрессированных служителей умерли мученической смертью. Умер в тюрьме после своего ареста в 1933 г. и руководитель адвентистской церкви в России Генрих Лебсак.
К началу войны, на весь Советский Союз легально действующей оставалась только одна Московская община, в которую в 1933 г. после окончания срока ссылки было позволено вернуться рукоположенному проповеднику Григорию Андреевичу Григорьеву.
Война изменила вероисповедную политику Сталина, которую он проводил в тридцатых годах. С 1944 года возобновилась регистрация религиозных объединений и общин.
На 1946 г. адвентистская церковь в Советском Союзе состояла из 13300 членов, объединенных в 300 общин. Начали возвращаться из мест заключения оставшиеся в живых проповедники. В 1947 г. был сформирован новый Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня. под председательством Г.А. Григорьева. Его заместителем стал Павел Андреевич Мацанов.
После смерти в 1952 г. Г.А. Григорьева обязанности председателя ВСАСД принял на себя П.А. Мацанов. В 1952 г. в Москве состоялся Международный форум религиозных деятелей в борьбе за мир. Впервые за годы своей истории в России адвентисты были приглашены к участию в мероприятии государственного уровня. На этом форуме П.А.Мацанов выступил с речью.
После смерти Сталина правительство снова пересматривает свою политику по отношению к религии, возвращаясь к довоенным отношениям с религиозными организациями. Снова началось «наступление на религиозные пережитки» и активное разоблачение «реакционной сущности религии».
Давление на Церковь вновь усиливается, открытые после войны общины вновь лишаются регистрации, над служителями и активными членами церкви проводятся показательные судебные процессы по надуманным обвинениям. Верующим становится невозможно устроиться на работу соответствующую их квалификации, молодежь лишается возможности получить образования, а родители, которые дают своим детям религиозное воспитание находятся под постоянной угрозой лишения родительских прав.
В декабре 1954 г. Советом по делам религий при Совете министров П.А. Мацанов был лишен при регистрационной справки председателя ВСАСДа и выслан из Москвы. Новым председателем Становится С.П. Кулыжский.
А в декабре 1960 г. решением правительства Всесоюзный совет АСД был ликвидирован, что означало и ликвидацию всей церковной организации.
Своим вмешательством в дела церкви богоборческая власть спровоцировала образование нескольких независимых друг от друга и противодействующих друг другу центров административного и духовного руководства церковью. Руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй», идеологи борьбы с религией надеялись, что адвентистская церковь уничтожит сама себя.
В то время в стране активно действовали объединение церкви на Дальнем Востоке, в Сибири, на Волго-Урале и Центральной России, которое возглавлял Михаил Семенович Зозулин, объединение на Кавказе во главе с Иваном Федоровичем Паращуком. Церковные общины, принадлежавшие этим объединениям действовали вне зависимости от одобрения и неодобрения атеистических властей.
Другая часть адвентистской церкви в России искала возможность для легализации своей деятельности. Духовные и организационные вопросы этих общин координировалась Республиканским Советом церкви АСД в России во главе со старшим проповедником М.П. Кулаковым.
Летом 1980 г. по призыву Генеральной Конференции всемирной церкви АСД начинается активный объединительный процесс разрозненных адвентистских общин на территории Советского Союза в единую церковную организацию.
В ноябре 1986 г. в молитвенном доме тульской церкви после полувекового перерыва состоялся съезд адвентистской церкви в России. И хотя в стране еще действовало законодательство фактически запрещающее миссионерское служение, делегаты съезда отчитывались о проделанной работе и молились о расширении проповеди Евангелия. Обязанности председателя Республиканского совета церкви были повторно возложены на М.П. Кулакова.
На съезде делегаты утвердили Устав Церкви, были учреждены заочные курсы по подготовке служителей и вопросы по расширению издательской деятельности.
1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». Вслед за ним, 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий». Впервые в истории нашей страны законодательно провозглашались и закреплялись нормы, которые реально обеспечивали свободу совести и свободу религиозных действий. Эти законы сводили до минимума возможность вмешательства государства в деятельность религиозных организаций, отменяли прежние запреты и ограничения.
1990 год стал переломным для адвентистов бывшего Советского Союза. Впервые за всю историю своего существования в России Адвентистская церковь получает возможность работать в соответствии с принципами Всемирной церковной организации.
Летом 1990 г. на всемирном съезде Генеральной конференции церкви Адвентистов седьмого дня с участием 35 делегатов из СССР Адвентистской церкви в Советском Союзе был придан статус отделения (дивизиона) Генеральной конференции. Первым президентом этого отделения стал М.П. Кулаков.
В сентябре этого же года в Москве прошел очередной съезд церкви в РСФСР с участием 116 делегатов, которые представляли 135 адвентистских общин и 8064 члена церкви в России. В Российский союз церкви входили Сибирско-дальневосточное, Волго-уральское, Центральное и Северокавказское объединения. Президентом Российского союза был выбран Михаил Михайлович Мурга.
В 1994 году Российский союз был реорганизован в два Союза: Западно-Российский, Восточно-Российский Союзы.
В июле того же года прошел съезд Западно-Российского союза на котором президентом союза был избран Василий Дмитриевич Столяр. В состав Западно-Российского Союза вошли 8 объединений общин (конференций), расположенных на территории западной части России от Калининградской области до Урала.
В это время происходит становление церковной организации. Учреждаются отделы церкви: субботней школы, молодежный отдел, отдел литературного евангелизма, отделы семейного и женского служения, отдел религиозной свободы, отдел информации и пасторская ассоциация. Разрабатываются и проводятся миссионерские программы.
Наряду с такими всемирно известными проповедниками как Марк Финли и Джон Картер массовые евангельские программы проводят российские евангелисты: Д.Д. Ребанд, М.И.Островский, В.С. Бутов.
На конец 1995 г. в Западно-Российском Союзе насчитывалось 283 общины, и более 32 тыс. членов церкви.
Осенью 1996 года Церковь АСД в России отметила свой 110-летний юбилей. В Москве празднование с участием московских общин, представителей христианских конфессий и власти проходило в спорткомплексе «Измайловский».
В этом же году проведена библейская конференции для пасторов Западно-Российского Униона в г. Подольске Московской области, на которой присутствовало около 500 служителей из адвентистских общин Западной России.
В развитие проповеднической деятельности церкви в 2000 году была проведена миссионерская программа «Деяния-2000» в рамках которой были изданы специальные библейские уроки, в каждой общине проведены библейские курсы. Другим миссионеским проектом стала программа Евро-Азиатского Дивизиона: «300 новых общин, 300 молитвенных домов и 300 служителей». Эта программа охватила территорию стран СНГ, только на территории Западно-Российского Униона было призвано на служение 70 пасторов, открыто 70 новых молитвенных домов и учреждено 70 общин и групп.)
В сентябре 2001 года в Христианском культурном центре Нижнего Новгорода состоялась библейская конференция для рукоположенных служителей Евро-Азитаского Дивизиона. Конференция была посвящена вопросам организации и развития домашних церквей.
В 2004 году Западно-Российский союз церкви проводит съезд пасторов-ветеранов. Главными участниками съезда стали пасторы-пенсионеры и их супруги, которые сумели сохранить и приумножить церковь в трудные годы репрессий.
В марте 2005 г. прошла спутниковая программа всемирноизвестного евангелиста М.Финли. Для этого было закуплено специальное оборудование – спутниковые тарелки, тюнеры и видеопроекторы, которое размещалось в молитвенных домах. Благодаря этой программе многие общины теперь имеют возможность регулярно смотреть адвентистские программы, которые транслируются по спутниковому телевидению.
Другим проектом церкви стало производство музыкальных сборников для исполнения в общинах и домашних церквах, а также серий программ пропагандирующих здоровый образ жизни на DVD дисках.
Ежегодно поместные церкви и объединения церквей в России проводят молодежные лагеря.
С 1996-2007 совместно с Евро-Азиатским дивизионом были организованы молодежных конгрессы в Твери, Заокском и Саратове.
В Саратове с разрешения городской администрации был проведен марш «Молодежь против наркотиков».
В 2003 и 2006 в Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге. Западно-Российский союз проводит молодежные музыкальные фестивали с участием общин Западной России и гостей. На музыкальном фестивале в Санкт-Петербурге в концертном зале гостиницы Санкт-Петербург прошел специальный благотворительный концерт средства от которого были перечислены в Благотворительный общественный фонд «Детские сердца» для проведения срочной операции на сердце восьмилетнему Артему Белику.
В феврале 2005 г. адвентисты Москвы с участием гостей других христианских деноминаций и представителей органов власти провели праздник посвященный 100-летих Адвентистской церкви в Москве.
В рамках празднования 130-летия Синодального перевода библии в 2006 г. проведена серия Евангельских программ и конференций.
Так, в Волгограде в июле 2006 при содействии администрации Волгоградской области прошла научно-богословская конференция «130 лет Синодальному Переводу Библии» в которой приняли участие представители различных конфессий Волгоградской области, ученые Заокского Христианского Университета.
В сентябре 2006 года в п. Заокском проходит съезд пасторов Евро-Азиатского Дивизиона, посвященный принятию стратегии развитию церкви в странах содружества.
Сегодня Западно-Российский союз это восемь объединений, в которые, в свою очередь, входят поместные общины, несущие Весть на своих территориях. Северо-Западное Объединение имеет центр в Санкт-Петербурге, Центральное — в Серпухове, Южное — в Белгороде, Волжское — в Саратове, Волго-Вятское — в Нижнем Новгороде, Уральское — в Екатеринбурге, Московское в Москве, Приокское Объединение в Туле.
В Западно-Российском Союзе насчитывается (сведения на 1 июля 2006 г.) 34 692 членов Церкви, которые объединены в 434 поместные общины и 334 групп (до 25 членов). Почти четверть членов церкви — это молодые люди от 16 до 35 лет, а также тысячи детей и подростков.
Каждая поместная церковь является школой обучения людей — взрослых, молодежи и детей — высоким духовным и моральным стандартом, каждая община — это очаг благотворительности, а также центр консультирования по вопросам семьи и брака, здорового образа жизни.
Западно-Российский Союз открыл на своей территории три христианских гимназии — в Туле, Рязани, поселке Заокский. Духовная Академия в поселке Заокский, Тульской области готовит служителей для церкви, а также является крупной богословской школой со своим Институтом Перевода Библии.
На территории Союза работает одно из крупнейших христианских издательств России — «Источник Жизни», выпускающее в год десятки наименований книг, которые выходят многочисленными тиражами. Это книги о добром и вечном, предлагающие библейские исследования для широкого круга читателей и учебники по теологии, опыты христианской жизни и миссионерского служения, это книги о семье, браке здоровье, детская литература, церковная периодика.
Свою миссию выполняют церковные средства массовой информации: радиотелецентр в Туле, ведущий вещание на государственных радиоканалах, и телекомпания «Три Ангела» в Нижнем Новгороде, имеющая аудиторию телезрителей в 50 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы.
Каждые пять лет проходят очередные съезды Союза, на которых обсуждаются и планы и направления деятельности, избирается руководство Союза.
C 1995 г. Председатель Западно-Российской Унионной Конференции В.Д. Столяр представляет Церковь АСД в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. С 1995 г. адвентисты начинают активно участвовать в работе Комитета по делам общественных и религиозных организаций Государственной думы, готовящего законопроекты, касающиеся деятельности религиозных объединений в России. Адвентистские представители участвуют также в работе комитета по связям с религиозными объединениями созданного при Правительстве РФ.
В октябре 1997 г. впервые в истории Церкви в России адвентисты были награждены правительственными наградами. Медалями в честь 850-летия Москвы и свидетельствами за подписью Б.Н. Ельцина были награждены 22 члена и служителя адвентистской церкви. В декабре 2000 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О награждении государственными наградами Российской Федерации». За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени были награждены трое служителей Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня.
В 2002 году Церковь опубликовала документ «Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России», который отражает понимание Церковью процессов, происходящих в современной России и понимание своего места и роли в этих процессах.
С 2002 г. представители Церкви АСД участвуют в работе Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России (КСГПЦР) – добровольной, организации, созданной для общения и консультаций между руководителями крупнейших протестантских общин России. За годы своей работы Совет стал хорошей площадкой для выстраивания добрых взаимоотношений между российскими протестантами и российской властью. Члены КСГПЦР проводят регулярные встречи-консультации с руководством отдела Внешних Церковных Связей Московской Патриархии Русской Православной Церкви на которых обсуждают важные для протестантов и православных вопросы духовного и социального служения россиянам.
Вместе с остальными членами КСГПЦР Церковь АСД является инициатором проведения Национального молитвенного завтрака, общественно-духовного мероприятия, проводимого более чем в 60 странах мира, с участием с одной стороны, представителей государственной власти, лидеров общественных и политических движений и структур, с другой, — руководителей церквей и религиозных организаций. Главная цель Национального молитвенного завтрака – совместная молитва христиан о благословении Богом Российского народа и представителей власти Российского государства.
Представители Церкви АСД являются членами Евразийского отделения Международной Ассоциации Религиозной Свободы (ЕО МАРС). Эта ассоциация создана с целью распространения по всему миру принципов религиозной свободы, защиты свободы совести и религиозных убеждений человека, прав и свобод религиозных организаций. В ЕО МАРС входят представители крупнейших в России религиозных объединений. Вместе с другими членами ЕО МАРС Церковь АСД выступает за соблюдение конституционных норм в области прав и свобод, за толерантное отношение к представителям различных религиозных объединений. С этой проводятся семинары, круглые столы, конференции с представителями религиозных объединений и государственной власти, ведущими российскими учеными, представителями общественности.