— Расскажи о своем детстве.
— Родилась я на Чукотке, в посёлке Билибино. Сейчас это город в Магаданской области. В 1955 году было открыто месторождение россыпного золота, туда стали отправлять народ и постепенно, прииск перерос в поселок, которому дали название в честь геолога, открывшего месторождение золота – Юрия Александровича Билибина. И мои родители по комсомольским путевкам туда приехали. Мы там с сестрой родились. Первая атомная электростанция за Полярным кругом была построена у нас в Билибино в 1974 году, она обслуживает всю Магаданскую область.
— Твое детство прошло там на севере?
— На Чукотке мы были зимой, каждое лето мы летали на материк в Краснодар к бабушке и дедушке. И зимой у нас было -60, летом +50. Зимой при -55 в школу ходить нельзя, но гулять мы бегали. Двое штанов, шапки, валенки и бегом на горку.
— А какое единство у детей на Чукотке? Какие радости были у тебя на Чукотке?
— Мы до сих пор дружим с одноклассниками. То есть отношения людей, которые жили когда-то на Севере, на Чукотке, это отношения, которые выходят за грань каких-то приятельских. Мы уже чуть больше, чем родственники. Встречая, где-то на материке человека с Чукотки, разговариваешь с ним, как с человеком, которого давно знаешь, даже если видишь его первый раз в жизни. Условия на Севере такие, что очень плохое не приживается. Если ты едешь по дороге и видишь, что машина стоит на обочине и ты не остановился, проехал к мимо, то можешь уже все собирать вещи ехать на материк. Взаимовыручка — составляющее жизни на Севере. Экстремальные условия для жизни формируют определенный характер. Когда приходят в дом люди, заходят с улицы, никто не спрашивает: «Будешь ли ты пить чай?», он ставится по определению. Такой закон гостеприимства.
— Наташа, твоя профессиональная деятельность связана с творчеством. Как с творчеством было в детстве?
— У меня была активная жизнь в школе. Для детей было организовано много доп. занятий, я приходила в школу к 8 утра, а уходила в 8 вечера. В старших классах я организовывала праздники в школе. Сами придумали и провели выпускной вечер. Еще меня позвали в вокально-инструментальный ансамбль, и я за месяц научилась играть на гитаре. У нас был такой девчачий ВИА «Эксперимент». Мы выступали в других поселках с концертами, летали между ними на вертолёте, потому что между поселками, которые принадлежали нашему району дорог не было. Летали в тундру, перед оленеводами выступали. Мы и сейчас с девчонками общаемся. У меня даже сохранилась тетрадка песнями, которые мы исполняли, с аккордами.
— Ты закончила школу и что дальше?
— Я закончила школу и сказала маме: «Мам, мне всё равно в какое учебное заведение, хочу в Питер. Я буду учиться в Питере. Этот город для меня был всегда такой мечтой. За все свои 16 лет, я ни разу не была в нем, но меня, как магнитом, тянуло в город на Неве. В 10 классе я закончила заочную математическую школу, как подготовительные курсы. Мы решили, что я поеду поступать в институт Связи им. Бонч-Бруевича на какой-то физмат. Но! Когда мы приехали в Ленинград, нас на перроне встретила моя подруга, и сказала, что она восстанавливается в училище Культуры. Я говорю: «Я с тобой!». Мама была в шоке, но тем не менее, дала мне эту возможность. Ну, и, собственно говоря, я поступила в Ленинградское Областное Культурно-Просветительное Училище. Сейчас это Колледж Культуры на Гороховой. Я поступила на театральный факультет. Закончила театральное отделение, по специальности режиссер самодеятельного театрального коллектива и по распределению поехала работать в Лугу, в Ленинградской области. И там я проработала 17 лет.
— Как так получилось, что ты оказалась в церкви адвентистов?
— Это благодаря моему мужу Олегу. Он сам родился в Луге. Я и он из обычных советских семей. В 2000-ом году в Луге проводилась евангельская программа, на которую они с мамой пошли. После программы Олег принял крещение. Вот так он связал свою жизнь с Богом. Мы встретились, решили, что будем вместе. Поженились. И началась проверка на прочность. Было принято решение, что двое детей Олега, от первого брака, будут жить с нами.
— То есть ты вышла замуж за адвентиста?
— Да. Но и я не была атеисткой. В 20 у меня внутри возникло ощущение, что мне чего-то не хватает в жизни. Я читала Новый Завет и понимала, что хочу креститься. Я приняла это решение и крестилась в Православной церкви. Мне нравилось ходить в церковь, слушать проповеди, что батюшка говорит. Я не стала прилежной прихожанкой. Ну, вот, как все. Но у меня было успокоение, что я приняла Бога. Я на стороне Иисуса. Когда я вышла замуж, мы с Олегом разговаривали, иногда спорили, по поводу Пасхи, того, что можно есть, а что не стоит… Он давал мне читать книгу Даниила, Эллен Уайт «Великая борьба». И постепенно, я могу тебе сказать, что это было не быстро, а 10 лет понадобилось на то, чтобы «осмотреться». Меня настораживало само название «адвентисты». Кстати, моя бабушка была баптисткой, и я видела, что она читала Библию. Я, иногда, тайком от нее доставала ее Библию, чтобы посмотреть, что она там читает… ничего не понимала, но ощущала странный трепет. У меня были вопросы, на которые я хотела получить ответы. Почему в Писании, сказано много про субботу? Я должна была разобраться. И когда, благодаря Олегу, я разобралась в сложных для меня вопросах, я приняла это решение, что, да, адвентизм — это моё и мне комфортно. Я нашла свое место. Это церковь, в которой мне хочется быть, куда мне хочется приходить, и где я все понимаю и меня понимают. Мне очень понравилось, что никто не задавал лишних вопросов, и не лез ко мне к душу. Мне нужно было время, чтобы привыкнуть, и мне это время дали. Я поняла, что могу молиться и обращаться к Богу напрямую, без посредников, что у меня может быть простой прямой диалог с Богом — это было прямо до слёз! Я помню это очень трогательное состояние, и в 2010 году я приняла решение креститься.
— Я помню, что ты ходила какое-то время в центральную общину с Олегом и просто была наблюдателем.
— Да, я, особо, ни с кем не общалась, в силу своей работы, дефицита общения не было и хотелось спокойно посидеть, послушать, подумать.
— Как сложилось, что вы переехали в Питер?
— Моя однокурсница позвала поработать в кино. Мы решили, что это повод переехать в Питер и строить жизнь там. Все удачно сложилось. Сыну исполнился год, мы отвезли его к моим родителям, а сами приехали в Санкт-Петербург. Я стала в этой сфере развиваться. Сейчас я кастинг-директор, работаю на разных киностудиях, в разных продакшенах, делаю подбор артистов на главные роли и на роли второго плана. В основном это сериалы для канала Россия и НТВ, есть и полнометражные фильмы.
— То есть ты отбираешь, ты договариваешься, приглашаешь?
— Да, я читаю сценарий, разговариваю с режиссёром, он мне говорит, какие лица, что он хочет видеть. Я делаю ему подборку фотографий из артистов, медийных, не медийных. Организовываю и вызываю на очные пробы или рассылаю сцены для самопроб. Моя задача собрать актерский ансамбль.
— Это непростая задача увидеть глазами сценариста, глазами режиссёра этого человека?
— Да, нужно посмотреть через призму их восприятия и предложить варианты. Смотришь чтобы лица сочетались, соответствовали описанию. Зная артистов, надо найти лучшего для исполнения роли.
— Так или иначе твоё служение в церкви, спектакли и рождественские концерты тоже связаны постановками.
— Да мы стали общаться с семьей, которая была активна в этом служении, и попали в их команду. Как режиссер, я поставила четыре спектакля вместе с этой командой: «Три ангела Рождества», «Снежная королева» и другие. Всегда было много детей задействовано. На первом спектакле я задействовала соседского мальчика по коммуналке. И было важно, чтобы он принял участие. Они дружили с Тимой и ему было тоже интересно. Паше нравилось, а его мама, абсолютно светский человек, и его бабушкой приходили на эти спектакли. Он играл в двух спектаклях точно.
— Сейчас новый проект, уже не спектакль. Расскажи про него.
— Этот проект уже третий. Начало было в грустные ковидные времена в 20-м году. Мне позвонила Арсения Жалковская и в процессе этой беседы мы решили: «А давай мы сделаем программу новогоднюю, музыкальную?!». Ковид, собираться нельзя, но мы же сможем сделать это в трансляции! Записали детей, вокальные номера, зарисовки. Программу мы назвали «Радуйся, мир!». Идея была в том, что радоваться все равно надо. Людям тяжело, все в стрессовом состоянии, в изоляции, и мы решили поговорить о празднике, о том, что такое традиции, надо ли их соблюдать. Что для человека праздник в любых ситуациях, как к нему относится? У нас был прямой эфир, мы пригласили пасторов с их супругами. Это была наша первая ласточка. На следующий год мы решили повторить наш опыт, и программа получила большой отклик.
— А какая тема в этом году?
— О чем еще можно поговорить в новогоднюю ночь? В новогоднюю ночь хочется поговорить о чуде, которое Бог открывает человеку и показывает, что Он есть, Он рядом и что Он всегда готов менять не только человека, но и тех, кто рядом с ним. Мы решили назвать программу «Чудо Света». Это музыкальная программа, но в которой есть истории простых людей. Каждый гость — это чудо Света, которым Господь озаряет и дает возможность не только быть таким светом, но и освещать жизнь других людей, давать им поддержку и надежду сейчас в сложное, неоднозначное время, когда легко потерять друга или близкого человека.
Но я считаю, что у нас уже есть чудо. Когда мы с Арсенией Жалковской задумывали этот проект-программу, у нас остро стоял вопрос о команде. Очень хотелось, чтобы нам помогли ребята из «Международной» общины. И они откликнулись на наше предложение. У них, как у операторов, интересное видение. Они работают очень честно, очень скрупулёзно и профессионально. Это вдохновляет. Сейчас две отличные команды операторов из «Центральной» и «Международной» общин плодотворно сотрудничают над созданием программы «Чудо Света». Я считаю, что это сотрудничество – это тоже чудо. Это благословение, которое Бог нам открыл. У ребят высокий технический уровень, свежий взгляд и чуткое понимание происходящего.
— Какое чудо Света ты находишь в Библии?
— У меня в Библии есть два любимых героя. Это – Давид, человек, который не был идеальным. Он много допустил ошибок в жизни, но у него была удивительная связь с Богом. Искренность, с которой он молился, писал Псалмы, его умение признать свою вину и честно принять наказание с пониманием, что Бог его любит и дает ему и выбор, и спасение. Когда Давид принимал наказание от Господа, он не обижался на Него, не злился, он Его благодарил за это, потому что понимал, что все равно Бог его любит.
И второй герой — это Иосиф. Глядя на его жизненный путь мне вспоминается текст:
«Что бы вы ни делали, делайте это от всего сердца, как для Господа, а не для людей»
Послание к Колоссянам 3:23
В любом деле надо начинать с себя. Иосиф хранил в памяти то, что ему говорил отец и делал это так, как если бы рядом стоял его папа, и говорил ему: «Иосиф, нужно сделать хорошо». Я думаю, что рядом стоял Бог. Бог через отца ему говорил. Удивительная сила веры, это понимание, что как бы тяжело не было, все равно это надо сделать наилучшим образом. Искренность и честность, для меня очень важны в отношениях.
— Когда ждать выход программы?
— 31 декабря в прямом эфире, на нашем канале с 18.00 до 22.00 программа «Чудо Света» будет ждать своих зрителей. Мы поговорим в новогоднюю ночь о том чуде, которым может стать каждый. В жизни каждого человека есть чудо, которым Бог благословляет его. Пускай оно кажется кому-то незаметным, но если им поделиться, то это чудо осветится теплым светом Божьей любви и кого-то поддержит и даст надежду.
С Наталией общалась Мария Вачева